Строительство емиас

Строительство емиас

Департамент информационных технологий

Строительство емиас

Департамент здравоохранения Москвы

Запись к врачу

Юдифь

Суббота ,
06 авг. в
21:56

Худшей МИС, чем ЕМИАС, придумать сложно. Неудобная, неповоротливая, вечно зависающая дрянь. Люди с высшим образованием, совсем не новички в отношениях с компьютером, тратят несколько недель, чтобы более-менее освоить это убожище. Ни одна коммерческая клиника в ЕМИАС не работает и не собирается, все используют нормальные МИС (инфоклиника и др, ) сделанные людьми с прямыми руками и мозгами, и для людей, а не для распила бюджета. ЕМИАС- уродливое московское детище, которое в МО насильственно насаждает областной минздрав по распоряжению нашего губера, тупо копирующего все московские “инициативы” как. ну вы поняли.

Строительство емиас

Жители Москвы могут в общественных местах пройти бесплатное экспресс-тестирование на COVID-19. При этом, можно оставить заявку заранее на сайте и в мобильном приложении «ЕМИАС. ИНФО». QR-код заявки позволит получить результат теста в течение 15–20 минут. Если тест покажет положительный результат, то для дополнительной диагностики у гражданина возьмут мазок на ПЦР-исследование и попросят оставаться дома до получения его результата (около одного-двух дней). Результаты прийдут по СМС и отобразятся в электронной медицинской карте. При положительном результате диагноз будет считаться подтвержденным. В таком случае к пациенту на дом придет врач для назначения лечения и выдачи необходимого комплекта лекарственных препаратов. Если результат будет отрицательным и не будет симптомов заболевания, то человек считается здоровым. Напомним, что экспресс-тестирование помогает выявить инфекцию у бессимптомных носителей, а ранняя диагностика COVID-19 позволяет снизить вероятность тяжелого течения болезни.

Общество, Новости, ЗдоровьеВ Москве отменили бесплатные ПЦР-тесты на коронавирусПо информации канала, узнать о состоянии здоровья можно по направлению врача, однако терапевты отправляют на ПЦР-тест только пациентов с ярко выраженными симптомами. Причина в нехватке реагентов. Ранее Роспотребнадзор уже вносил предложение отменить тесты на COVID и заполнение анкеты на Госуслугах. Правило касалось россиян, которые въезжают на территорию РФ через сухопутную границу. В Москве, по данным на 13 апреля, за сутки выявили 933 случая COVID-19. В больницу при этом попали 185 пациентов, а 87 из них подключены к аппаратам ИВЛ. Всего по России зафиксировано 11 754 новых случая заражения.

Вице-мэр Москвы Анастасия Ракова 25 мая сообщила, что частные и федеральные клиники, находящиеся в столице, смогут подключиться к Единой медицинской информационно-аналитической системе (ЕМИАС) для автоматической передачи в электронном виде в школы и детские сады справок о временной нетрудоспособности ребенка (форма 095/у). Прием заявок для подключения к ЕМИАС уже открыт, к проекту могут присоединиться медорганизации с действующей лицензией.

Перечень подключенных к ЕМИАС клиник будет размещаться на сайте Департамента здравоохранения Москвы. По регламенту информация о справках для школ и детсадов должна передаваться в течение 24 часов, выданные справки будут доступны в разделе «Справки» электронной карты ребенка на портале mos. ru или в мобильном приложении «ЕМИАС. ИНФО».

Поликлиники и больницы, подведомственные Депздраву Москвы, около года назад перешли на электронный вариант оформления справки по форме 095/у. Вся информация автоматически передается в систему «ЕМИАС. Школа» в детсадах и школах.

«Учителя сразу видят в электронном журнале информацию о периоде освобождения ребенка от занятий, в том числе от физкультуры. Только за 2021 год это освободило москвичей от сбора 2,5 млн лишних бумажных справок», – рассказала Ракова.

В декабре 2020 года мэр Москвы Сергей Собянин подписал постановление о подключении к ЕМИАС городских аптек. Благодаря этому выписка рецептов на препараты была переведена в электронный вид (QR-код). По желанию пациентов рецепты могут оформлять и в традиционном бумажном варианте.

В октябре 2021 года в ГКУ «Информационно-аналитический центр в сфере здравоохранения Москвы» рассказали о планах потратить 146,7 млн рублей на развитие сервисов «Личный кабинет пациента» в ЕМИАС и мобильного приложения для отслеживания параметров пациентов с COVID-19. В частности, у пользователей электронной медицинской карты появится возможность выдавать временный доступ к своим медицинским документам и карте своих детей по уникальной ссылке врачам и другим людям, не имеющим доступа к ЕМИАС. На данный момент третьи лица не могут просмотреть персональные данные, а проекты находятся на этапе разработки.

ЗарплатаМестоположение и тип занятостиЧелябинск • Полный рабочий день • Можно удаленноКомпанияРазработка информационных систем, бизнес веб-приложений и корпоративных программных решений

Описание вакансииКоманда Infinnity Solutions реализует ряд проектов развития подсистем ЕМИАС (Единая Медицинская Информационная-Аналитическая Система) г. Москвы – один из самых масштабных и социально-значимых проектов столицы. По данным отчета McKinsey&Company в 2018 году Москва заняла первое место в мире по степени проникновения мобильных и веб-сервисов в сфере здравоохранения среди жителей крупнейших мегаполисов. Linux, Ansible, Git, знание CI/CD-систем, Docker, Kubernetes, Prometheus, Grafana, Kubernetes, Helm, умение работать с SOAP/REST-сервисами, Cassandra, Oracle. Чем предстоит заниматься: на данный момент нам требуется специалист, который будет администрировать ключевой продукт системы – СИМИ (Система интегрированной медицинской информации) из экосистемы ЕМИАС. СИМИ – одна из ключевых подсистем ЕМИАС, центральное хранилище данных по пациенту (ЭМК – электронная медицинская карта), непосредственными потребителями которого являются другие смежные подсистемы ЕМИАС. Это высоконагруженная система включает в себя 400 – 500 серверов, в настоящий момент она масштабируется, увеличивается количество потребителей. Также необходимо будет:

  • настраивать серверную инфраструктуру перед развертыванием;
  • обновлять релизы ПО на серверах;
  • выполнять регламентные и плановые работы на серверах;
  • разбирать инциденты, подробно описывая причинно-следственные связи;
  • настраивать конфигурации системы.

Кого ищем: специалиста с опытом работы в администрировании Linux серверов, с отличным знанием особенностей администрирования Linux серверов, администрирования сети, пониманием модели OSI, знанием основных технологий виртуализации, умением анализировать данные систем мониторинга, диагностировать причины программных сбоев, строить причинно-следственные связи. Будет плюсом, если есть опыт работы c РСУБД Oracle, с NoSQL-СУБД, с ELK, а также опыт программирования на Java/shell/Python. БонусыЧто мы предлагаем:

  • современное оборудование,
  • просторный офис на с/з (удобные рабочие места, переговорная комната),
  • все, что нужно для отдыха (кофе, чай, зона отдыха с массажным креслом и пр.),
  • официальное трудоустройство, регулярный пересмотр заработной платы,
  • возможность профессионального и карьерного роста,
  • дополнительное обучение, тренинги, конференции, курсы за счет компании,
  • компенсация спорта,
  • дружный, весёлый и профессиональный коллектив, регулярные корпоративы.

Смотреть ещё вакансии

Департамент информационных технологий Правительства Москвы (информационно-аналитический центр в сфере здравоохранения) реализует масштабный ИТ-проект – ЕМИАС. Его цель – повышение качества и доступности медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения.

Команда проекта активно растёт и находится в поиске Бизнес-аналитика для развития мобильного приложения: «ЕМИАС. ИНФО»

Это главный онлайн-канал коммуникации жителей Москвы с Московским Городским здравоохранением. На сегодняшний день миллионы людей пользуются следующими возможностями приложения для себя и членов семьи, функционал постоянно расширяется:- запись на прием к врачу, просмотр/отмена/перенес записей- запись на лабораторные исследования- покупка лекарств в аптеках города через электронные рецепты- просмотр документов в электронной медицинской карте (осмотры врача, анализы, исследования, выписки, больничные листы и т. )- ввод дополнительной информации и документов о здоровье (аллергии, данные о перенесенных заболеваниях, документы из коммерческих клиник и так далее)

Наша цель– сделать приложение ЕМИАС. инфо максимально полезным для системы здравоохранения Москвы, удобным для пользователей.

  • Участие в разработке нового и доработке существующего функционала ЕМИАС.инфо
  • Обследование текущих процессов (анализ нормативной базы, интервьюирование стейкхолдеров и пользователей, описание процессов “AsIs”, формирование CJM)
  • Разработка концепций для новых функциональных блоков (описание текущей проблематики в предметной области, анализ текущих и целевых метрик, гипотез и видения целевого решения)
  • Разработка спецификаций требований, включающих в себя описание целевых бизнес-процессов (ToBe), алгоритмов бизнес-функций и данных, которыми они оперируют
  • Согласование разработанной документации с функциональными заказчиками
  • Синхронизация требований с системными аналитиками, командой UI/UX
  • Участие в тестировании нового функционала, бизнес-приемка
  • Анализ параметров использования с помощью инструментов веб-аналитики

Требования к кандидату

  • Образование – высшее
  • Опыт обследования бизнес-процессов в непосредственном взаимодействии с заказчиком, моделирования процессов с использованием различных нотаций (BPMN и/или VAD/EPC и/или UML или другие нотации);
  • Опыт подготовки Customer Journey Map
  • Опыт сбора и детализация функциональных требований, управление ими
  • Опыт в создании и развитии B2C цифровых продуктов
  • Знание основ UX/UI
  • Опыт работы в сфере цифрового здравоохранения
  • Опыт в разработке мобильных приложений
  • Знание основ баз данных и SQL
  • Работа с инструментами веб-аналитики
  • Полное соблюдение трудового законодательства.
  • Амбициозные проекты;
  • Значимая роль в молодой команде экспертов, в которой коллеги всегда поддерживают друг друга;
  • Развивающие задачи и карьерные вызовы, реальные возможности для роста;
  • Открытая атмосфера, где ценят обратную связь, инициативность, креатив;
  • Развитая корпоративная культура, мероприятия и приятные бонусы для сотрудников;
  • Офис в Москва-сити, в шаговой доступности от м. Международная (БЦ ОКО).
Читайте также:  Записаться к неврологу в поликлинику бесплатно

В столичных поликлиниках завершается внедрение системы управления потоками пациентов (СУПП). До окончания первого этапа создания единой медицинской информационно-аналитической системы Москвы (ЕМИАС) осталось несколько недель. Cервис для трех категорий пользователей — врачей, пациентов и чиновников, реализованный в масштабе многомиллионного города, вызывает повышенный интерес у профессионалов медицинской информатики. Департамент информационных технологий Москвы (ДИТ) познакомил экспертное сообщество с СУПП, продемонстрировав веб-интерфейсы врача, работника регистратуры и сотрудника контакт-центра.

Интерфейсы еще далеки от совершенства, их уже дважды полностью меняли, и работа над их эргономикой продолжается. Благодаря системе формирования пользовательских интерфейсов новые вкладки на рабочих местах будут появляться по мере ввода в действие остальных сервисов ЕМИАС.

Персональные данные в системе не хранятся, идентификация пациентов производится в регистре московского Фонда обязательного медицинского страхования, с которым СУПП поддерживает онлайн-соединение. Специально для работы ЕМИАС в МФОМС создан ряд полей, например для актуального адреса пациента. По данным московского портала госуслуг, в настоящее время в системе работают 242 из 357 городских поликлиник, подчиненных Департаменту здравоохранения.

Как подчеркнул Владимир Макаров, советник руководителя ДИТ, функционал системы значительно богаче, чем запись к врачу. В СУПП заложены возможности управления расписанием и живой очередью, механизмы вертикальной и горизонтальной маршрутизации пациентов (от врача к врачу и из организации в организацию), листы ожидания (внутри учреждений, окружные и городские) и направления на лечебно-диагностические процедуры. По его словам, система позволила каталогизировать ресурсы амбулаторно-поликлинического звена.

Масштаб бедствия

С введением в строй СУПП значимым каналом записи на прием к врачу стал контакт-центр, арендуемый у «Ростелекома» (наряду с терминалами самозаписи и интернет-порталом). По статистике, 88% вызовов ожидают ответа оператора менее 40 секунд, и пусть скептики считают, что это «не настоящая» электронная запись (хотя она ведется в единой информационной системе), но те, кому приходилось дозваниваться в регистратуру поликлиники, наверняка почувствовали разницу.

Звонков в центр совершается примерно вдвое больше, чем записей, так как часть абонентов хочет лишь получить информацию о работе врачей, а 43% желающих попасть на прием к специалистам узнают, что запись закончена.

Построение ЕМИАС идет одновременно с реорганизацией системы первичной медицинской помощи. Из сотен поликлиник формируются 47 «кустовых» амбулаторно-поликлинических центров, каждый из которых объединен в одно юрлицо с несколькими поликлиниками. Без информационных технологий оперативно и оптимально перераспределять ресурсы и пациентов в рамках новой структуры практически нереально.

Основная проблема автоматизации здравоохранения — пробелы в нормативном обеспечении. Создатели СУПП рассматривали Москву как большую виртуальную поликлинику, где можно получить медицинскую помощь по определенным регламентам. Но пока эта концепция не работает, так как не хватает утвержденных документов по целому ряду процедур, например перенаправления пациентов в случае, когда участковый врач в отпуске или болен, порядка квотирования времени на первичный или повторный прием и др. Поэтому возможность мониторинга загруженности ресурсов ограничена — увидеть в системе полный день врача нельзя, так как в каждой поликлинике есть собственные квоты времени на заполнение медицинской документации, диспансеризации, прием по живой очереди и по направлениям.

ИЭМК и другие

В проекте ЕМИАС пять основных сервисов. В ближайшее время ДИТ готовится объявить конкурс на создание одного из самых важных из них — системы интегрированной медицинской информации (электронной медкарты). Ожидается, что технически сервис будет готов уже в этом году, а c 2013 года начнется его пилотирование и доработка. «Мы не будем превращать бумажный архив в электронный», — заявил Макаров. Накопление информации в электронных медкартах москвичей начнется с 2012 года.

Тесно взаимодействовать с системой электронных медкарт, направленной на обеспечение лечебного процесса, будет cистема персонализированного учета оказанных медуслуг, формирующая отдельный массив структурированных данных.

Область административно-хозяйственного учета автоматизирована лучше других, но на поддержку локальных систем бюджетного учета медучреждений Москва тратит 400-500 млн руб. в год. С целью снизить совокупную стоимость владения ПО будет построена система консолидированного управленческого учета.

В единую систему также планируется собрать десятки разрозненных медицинских регистров.

Судьба стационаров

В больницы города в 2012 году будут поставлены рабочие станции на 1 млрд руб. , сообщил Макаров. А вот МИС для стационаров Москва разрабатывать не будет, планируется отобрать на открытом нефинансовом конкурсе три–пять готовых промышленных решений и предложить их на выбор медучреждениям. Эти системы ждет полнофункциональная интеграция с ЕМИАС. Концепция конкурса будет обсуждаться на сайте емиас. рф, для начала нужно регламентировать бизнес-процессы больниц, подлежащие автоматизации. От разработчиков, которые примут участие в конкурсе, потребуется безвозмездно передать городу права пользования своей системой.

Ранее созданные в больницах МИС можно будет использовать за счет внебюджетных источников, но поддерживать из бюджета города развитие систем «имени главврача», часть которых работает под управлением DOS, ДИТ не намерен, это чересчур накладно. Еще один важный фактор — прозрачность единой системы. Многие главврачи держатся за свои локальные решения, не желая выдавать наружу данные, например, учета медикаментов.

«Мы против того, чтобы заставлять врачей работать с системой административными методами, никаких директив не планируем», — заверил Макаров. По его словам, ДИТ стремится предоставить врачам удобный инструмент для работы.

Диалог с профи

«Мы открыты к диалогу», — заявил Макаров, и с его стороны это не голословное утверждение. ДИТ уже ввел в практику публичное обсуждение проектов технических заданий, выкладывая их на своем сайте. Общественную экспертизу прошли задания на систему интегрированной медицинской информации и систему персонализированного учета. Для будущих обсуждений подготовлена специальная площадка — сайт емиас. рф, куда планируется выкладывать все документы, связанные с системой.

По словам Макарова, профессиональное сообщество привыкло идти по пути «мы знаем как надо, но не скажем». Отдельные компании передают в ДИТ свои замечания и предложения, но желательно это делать публично, отметил он.

Для постоянного сотрудничества с профессионалами в Москве создается технико-экспертный совет по информатизации здравоохранения. В его состав войдут руководитель ДИТ Артем Ермолаев и его советник Владимир Макаров, отвечающий за здравоохранение, начальник Управления технической политики ДИТ Станислав Журавлев, а также известные эксперты в области медицинских ИТ: Борис Зингерман, завотделом компьютеризации Гематологического научного центра, Татьяна Зарубина, завкафедрой медицинской кибернетики и информатики РГМУ, Георгий Лебедев, замдиректора ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения, Андрей Столбов, замначальника Управления информатизации и связи со СМИ РАМН и Михаил Эльянов, президент АРМИТ.

В Москве сегодня осуществляется множество ИТ-проектов, и опыт их реализации весьма интересен регионам. Один из таких проектов — создание Единой медицинской информационно-аналитической системы (ЕМИАС). Он отличается не только масштабом, но и используемыми подходами к реализации.

О поиске оптимальных решений и о том, как складывается взаимодействие с функциональным заказчиком и многочисленными исполнителями, с какими проблемами приходится сталкиваться в ходе реализации этого проекта, «Директору информационной службы» рассказал Владимир Макаров, заместитель руководителя Департамента информационных технологий Москвы, курирующий создание ЕМИАС.

На наш взгляд, Департамент информационных технологий Москвы — одна из наиболее активных и авторитетных структур в области управления ИТ-проектами. Вы согласны с этой оценкой?

И да и нет. ДИТ — один из самых активных департаментов, и мы действительно добились прорыва за последние два-три года, но все же эффективность наших мероприятий пока оставляет желать лучшего. Это касается не здравоохранения, а остальных направлений. Этот прорыв очень обильно «смазывается» деньгами, и не всегда разумно.

И все же хотелось бы сформулировать уроки, извлеченные из управления таким большим хозяйством, как ЕМИАС. Как следует интегрировать и обслуживать систему, состоящую из множества частей, которые разрабатывают самые разные разработчики?

Мы сами в поиске, и мы учимся. Cистем подобного класса и с таким количеством распределенных пользователей в России нет, тем более — в здравоохранении. Нет и альтернативы нашему подходу — ни одна компания не в состоянии переварить такой объем работы. Это ограничение нашего ИТ-рынка. На 80% российский ИТ-рынок состоит из перемалывания бумаг для госсектора. У компании «ЛАНИТ» мы выкупаем практически все производственные мощности, выделенные для разработки ПО в сфере здравоохранения. При этом мы видим необходимость сокращать и цены, и сроки, поэтому мы вместе с «ЛАНИТ» активно ищем способы диверсификации разработки, реализуя так называемую концепцию внешних мануфактур. Отсюда правильная архитектура и необходимость перехода на HL7 как внутренний протокол взаимодействия. Чтобы привлекать к разработке большое количество команд, нужно иметь базу для обеспечения интероперабельности внутри системы, а это очень непросто.

Читайте также:  За цифрами посещений стоят деньги россияне всё чаще жалуются на липовые записи в своих медкартах откуда они берутся

Прежде чем объявить аукцион, мы изучаем, кто способен выполнить задачу на заданных условиях, а дальше работает рынок. Сейчас в проекте 35 компаний. Например, «Медлайнсофт» делает биллинг, IBS — электронную медкарту.

Проект создания Единой медицинской информационно-аналитической системы стартовал в Москве в 2011 году. Спустя год начал работу ее первый сервис — система управления потоками пациентов. Сегодня в единой городской системе ежедневно работают 17 тыс. врачей, оказывая помощь 250 тыс. пациентов. Над проектом трудятся 4,5 тыс. человек. Программное обеспечение ЕМИАС разрабатывают множество команд, и каждую неделю разработчики обновляют версию системы, охватывающей 611 медицинских учреждений города.

Вы считаете, что работать напрямую со всеми подрядчиками — это правильно, несмотря на все сложности реализации такого подхода?

Других вариантов нет. Нанять генерального подрядчика, чтобы он сделал все в «шоколаде», — это миф: генподрядчик наберет те же 35 компаний, но мы потеряем контроль над ситуацией.

При построении ИТ-инфраструктуры тоже использовался сервисный подход?

При создании СКС мы не инвестировали миллиарды в строительство сетей, а привлекали поставщиков, готовых предоставлять связь как услугу. То есть капитальные затраты переводили в операционные. По сути, cервисный подход позволяет привлекать внешнее финансирование для решения инфраструктурных задач, поэтому в итоге он более дорогой. Текущие платежи немалые, только за связь в поликлиниках мы платим компании «Комкор» порядка 1 млрд руб. в год. Но в этих платежах «сидят» затраты на все кабели, каналы, электрические розетки, активное сетевое оборудование и эксплуатацию всего этого хозяйства.

Мы живем в условиях постоянного дефицита вычислительных ресурсов, ничего впрок не закуплено. По некоторым сервисам утилизация «железа» достигает 100%. В условиях ограниченных мощностей программисты вынуждены постоянно оптимизировать структуру запросов к базе данных.

Как измеряется качество предоставляемых вам сервисов?

Основной подход: мы покупаем конечный результат с определенным уровнем качества. Для сервиса печати мы выбрали очень удачную модель, со связью получилось чуть хуже, так что со следующего года будем пересматривать концепцию, думаем о создании наложенной сети. По услугам связи SLA устанавливает пределы продолжительности единичного и накопленного отсутствия связи, на базе этих двух параметров рассчитывается доступность услуги.

При несомненных достоинствах централизованной системы возникают проблемы с шифрованием, которое осуществляется с помощью отечественного оборудования. Что такое «подвисший» криптомаршрутизатор на входе в поликлинику? Это «отвалившаяся» поликлиника. Связисты говорят, что обеспечивается надежность 99,9%, при этом «отваливается» одна поликлиника в день в среднем на 12 часов. В 60% случаев «виновато» криптооборудование. Это ненормально, я хочу прийти к уровню, когда возникновение более трех инцидентов в округе за квартал означает, что оказаны услуги ненадлежащего качества. Но пока связисты не подписались под таким уровнем SLA.

Строительство емиас

Возраст: 37 лет

Образование: Всероссийская академия внешней торговли Минэкономразвития РФ, специальность «мировая экономика»

Послужной список последних лет:

2011 – настоящее время

Советник (с 2012 года — заместитель) главы Департамента информационных технологий города Москвы, руководил созданием и внедрением Единой медицинской информационно-аналитической системы.

Преподает в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» на кафедре управления и экономики здравоохранения.

2006 – 2008

Советник директора Федерального фонда обязательного медицинского страхования, затем заместитель директора ФФОМС. После ухода из ФФОМС вернулся в бизнес.

В 1996 году основал группу компаний «КонсалтБизнесГрупп», специализирующуюся на консалтинге в сфере технического регулирования обращения медицинской техники, изделий медицинского назначения и фармацевтической продукции.

Что для вас самое сложное в этом проекте?

Накопилась усталость. Прецедентов создания систем подобного класса в столь короткие сроки нет. Системы такого уровня, как «Выборы» или «Казначейство», создают и совершенствуют много лет. Кроме того, рентабельность создания программного обеспечения для разработчиков

ЕМИАС «ниже плинтуса», с этим надо что-то делать, иначе руководители компаний-разработчиков просто закроют данное направление.

Примерно половина всех расходов на программное обеспечение для здравоохранения страны в 2013 году пришлась на Москву. Такой масштаб инвестиций обязывает продемонстрировать соответствующие результаты. Каковы главные итоги двух с половиной лет работы над проектом ЕМИАС?

Наши расходы в прошлом году не выросли, а сократились по сравнению с предыдущими годами. Мы тратим около 2 млрд руб в год, это менее 1,5% расходов на здравоохранение. Снижение же общих вложений в информатизацию в стране показывает, насколько информатизация действительно нужна регионам. Москве

ЕМИАС нужна, и она изыскивает средства для ее финансирования.

В 2013 году произошло полное переосмысление того, что представляет собой амбулаторно-поликлиническое звено. Не на словах, а на деле. И отчасти это заслуга ЕМИАС. Реформа здравоохранения состоялась (а не свелась лишь к укрупнению медучреждений), в том числе благодаря информационной поддержке процессов реорганизации.

Проведенная методологическая работа и пилотные проекты дали уверенность в том, что электронная медкарта — уже реальность. Хотя контракт, который IBS выполнила в середине прошлого года, пока не закрыт, а приостановлен — нам надо убедиться в том, что ЭМК работает, а для этого нужен более удобный пользовательский интерфейс.

Мы внедряем электронные рецепты, с этим сервисом уже работают три-четыре округа. Готовимся к масштабированию системы по управлению лабораторными сервисами.

Необходимость тиражирования сервиса диспансеризации и вакцинопрофилактики пока анализируем. Что изменится от того, что поликлиникам спустили план по диспансеризации? C одной стороны, он нереален (2 млн пациентов в год — это больше фактического числа посетителей поликлиник), а с другой — выполняется принудительными методами. При этом многие москвичи ходят на работу больными, работают по 10–12 часов в сутки с одним выходным в неделю. Проблема профилактики требует финансового участия бизнеса в защите здоровья его работников. К примеру, в США страховые компании делают скидки работодателям, которые принимают меры по охране здоровья сотрудников.

В медицинских учреждениях фундаментально изменилось отношение к тому, что мы делаем, — cегодня это уже не «для галочки». Мы начинали с того, что Департамент здравоохранения контролировал, кто сколько раз вошел в информационную систему. Теперь это никто не отслеживает, а за день генерируется 65 тыс. запросов к управленческой информации.

Все амбулаторные учреждения перевели на облачную бухгалтерию. Пока единственный эффект — сокращение расходов на содержание этой части ИТ-хозяйства. Кроме того, это потребуется для понимания эффективности: мы должны соотносить натуральные показатели ЕМИАС с финансовыми, причем не укрупненными, а детализированными настолько, насколько это необходимо городу.

Бизнес-аналитика — еще один «трудный ребенок». Мы потратили полтора года, чтобы понять, как правильно считать доступность медицинской помощи. Теперь аналитика очень востребована, но c ростом числа пользователей геометрически растут расходы. Поэтому мы будем пересматривать архитектуру BI-решения и уходить от массового использования BI-инструментов — это слишком дорого. Репозиторий с отчетами реализуем на других механизмах, а инструментарий BI как средство выявления тенденций будет доступен ограниченному числу квалифицированных пользователей.

Почему создание электронной медкарты идет так долго, ведь ее планировали тиражировать в 2013 году?

Не все так просто, как кажется на первый взгляд. Но финиш уже виден. Медицинских стандартов практически нет. То, что называется стандартами, ими не является, так как сейчас из «стандарта» невозможно понять, каков правильный объем медпомощи, которую должен получить тот или иной пациент. Мы еще работаем над методологией, поскольку структуризация протоколов осмотра — сложная задача, требующая не только выстраивания иерархии медицинских записей и привязки к словарям, но и стандартизации процессов. Примерно по 20 специализациям нормативная база сформирована, но еще не утверждена.

Читайте также:  Самарский областной медицинский информационно аналитический центр

Пилотный проект по ЭМК реализуется уже около года в одном из амбулаторных центров, объединяющем пять поликлиник. Но удобный пользовательский интерфейс сделать не успели, а существующий нас не устраивает. Поэтому разработчики вынуждены были провести полный реинжиниринг уровня представления пользовательского интерфейса — с вписыванием компонентов лабораторной диагностики и выписки рецептов, с будущим выходом на поддержку протоколов ведения больных. В коде продукт будет готов в июне-июле, но не факт, что и этот вариант сразу подойдет.

Да и медики еще не совсем готовы: печатают пока медленнее, чем пишут. ДИТ не посылает в лечебные учреждения телеграммы: «Срочно принять исчерпывающие меры». И нет ни одного нормативно-правового акта, который заставлял бы ЛПУ что-то автоматизировать. Если продукт не будет удобен, врачи им пользоваться не станут.

Конечно, я немного лукавлю: врачей все же понуждают работать в ЕМИАС, но это связано не с желанием внедрить систему, а с необходимостью обеспечить доступность медицинской помощи и достичь ключевых показателей, которые ставит Депздрав перед медучреждениями.

Как вы оцениваете достигнутый результат? Почему пациенты все еще жалуются на очереди в поликлиниках?

В день через систему проходит 250 тыс. пациентов, за весь период ее работы поступило порядка 7 тыс. жалоб. Это много? Система отвечает нуждам людей, но, естественно, не без девиаций. Если в поликлинике дефицит ресурсов (врач уволился, а нового еще не взяли) — будут проблемы, ведь автоматизация сама по себе очереди не убирает. В некоторых поликлиниках не выделили дежурного врача для обслуживания по «живой очереди», а в некоторых — назначили дежурным терапевта, ведущего свой прием.

Тем не менее очереди сократились почти в два с половиной раза. Правда, это не всегда находит позитивный отклик, поскольку ресурсы теперь консолидируются по специальностям и к врачу иногда приходится не идти, а ехать. Однако если раньше в поликлинику ходили главным образом дети и пенсионеры, то сейчас выросло количество визитов людей работоспособного возраста.

Знаю случаи, когда врачи назначают пациенту в ЕМИАС следующий прием, а на словах поясняют, что приходить не надо. Такие приписки уменьшают доступность медпомощи. Как с этим предполагается бороться?

Назначение «пустых» приемов отслеживается, это ведь одно действие из цепочки.

Почему первыми начали автоматизировать поликлиники, хотя в стационарах стартовый уровень компьютеризации выше?

В стационаре законченный производственный цикл внутри, а в поликлиниках непрерывность процесса надо обеспечить на протяжении всей жизни пациента. Важно обеспечить доктора историей болезни независимо от того, куда пациент обратился за помощью. Если в стационаре эффективность — стандартное качество за меньшие деньги, то в поликлиниках все принципиально иначе, они должны обеспечивать здоровье контингента: достучаться до каждого жителя и проследить, чтобы он вовремя прошел диспансеризацию, максимально купировать острые состояния хронических больных. Пока мы мотивируем поликлиники оплатой за визит, это приводит только к разгону расходов.

Как вписать стационар в информационную модель, обеспечивающую непрерывность процесса оказания медпомощи? Точек «соприкосновения» с городом у больницы не так много: управление коечным фондом (предоставление информации о загруженности коек и наличии свободных мест), доступ к амбулаторной карте, формирование выписного эпикриза с результатами исследований, может быть, еще система персонифицированного учета. Все остальное (какому пациенту пошла конкретная таблетка, и кто ему ее отнес) интересно не городу и отрасли, а конкретному хозяйствующему субъекту.

Каков подход города к автоматизации стационаров?

Нет такой задачи — автоматизация ради автоматизации. Теоретически информатизация стационаров нужна либо для повышения эффективности (оптимизации издержек), либо для создания конкурентных преимуществ путем повышения качества. Зачем это нужно больнице, если не брать в расчет главврача, который просто хочет этим заниматься? Стационар живет в условиях мягких бюджетных ограничений. Как бы неэффективно он ни работал, его никто не закроет — введут субсидию, поддержат.

С переходом на одноканальное финансирование эти условия не становятся жестче?

Благодаря одноканальному финансированию появляется возможность предоставить медучреждениям больше финансовой самостоятельности. Медицинским организациям, как и образовательным учреждениям, дается госзадание и финансовое обеспечение для его выполнения. Учреждение должно выдержать стандарт качества оказываемой услуги, а как оно при этом будет перераспределять средства — неважно. Тотальный контроль над экономикой, который до недавнего времени распространялся на госучреждения (проверка смет детсадов, школ и больниц), сейчас неинтересен. С одной стороны, самостоятельность создает условия для повышения эффективности, с другой — крайне важной становится оценка качества. И если в образовании есть понятный стандарт и отработанные механизмы контроля, то в здравоохранении это очень непростая задача.

Что такое эффективность в здравоохранении, кто и как ее будет измерять, пока ни в нашем городе, ни в стране не определились. Качество — многокомпонентный показатель, его сложно правильно оценить, тем более в отсутствие стандартов.

Кто занимается методикой оценки эффективности деятельности медучреждений?

Департамент здравоохранения совместно с ДИТ. Пока это далеко от совершенства: все сводится к подсчету выполнения госзадания поликлиниками в посещениях, то есть измеряется в «хлопках входной двери в здании поликлиники». Справедливости ради надо сказать, что эффективно это задача не решена нигде. Логика увязки со стандартами, используемая, к примеру, в США, тоже имеет свои изъяны, и немалые. Расходы там намного выше, чем в других странах, они растут, и никто не знает, как их остановить. Тем не менее США более близки к обеспечению качества на основе контроля за соблюдением методических рекомендаций (guidelines).

А как в целом складываются отношения с функциональным заказчиком ЕМИАС — Депздравом?

Мы прошли длинный путь развития, и сейчас наши отношения находятся в наиболее конструктивной форме со всех точек зрения: высокая степень доверия, последовательное повышение ИТ-компетенции специалистов Департамента здравоохранения, совместное развитие информационно-аналитического центра (ИАЦ).

Планируется ли охватить системой ЕМИАС частные клиники?

У нас есть задача обеспечить непрерывность лечебного процесса, а также амбиции превратить ЕМИАС в основной инфраструктурный элемент системы здравоохранения и сервис по SaaS-модели, в том числе и в частных медучреждениях. Частная сеть не может быть оторвана от города, потому что ее пациенты — москвичи. Думаю, наличие доступа к электронной амбулаторной карте будет аргументом для пациента при выборе клиники. Как прием безналичных платежей в магазинах и ресторанах стал стандартом де-факто, так и доступ к ЭМК пациента станет стандартом в медицинских организациях.

Для многих региональных специалистов до сих пор остается много «белых пятен» в области информационной безопасности. Например, с кем пациенты подписывают согласие на обработку персональных данных: с ЛПУ или с Депздравом?

ФЗ-152 — общий закон. Для оказания медицинской помощи, которое регулируется специальным отраслевым законом «Об основах охраны здоровья граждан», такого согласия не требуется. А вот как, не нарушая ФЗ-323, регулировать доступ к централизованной базе ЭМК врачей скорой помощи до момента непосредственного оказания медпомощи или в случае, когда пациент в бессознательном состоянии, пока неясно.

Также непонятно, на каком основании федеральный Минздрав хочет получить доступ к данным о пациентах. Ведь Минздрав — орган исполнительной власти и медпомощь не оказывает. По этой причине Депздрав Москвы не имеет доступа внутрь защищенного контура ЕМИАС, а использует специализированные аналитические сервисы.

Как организована выдача электронной цифровой подписи медработникам и за счет каких источников финансирования?

Врач получает идентификационную пластиковую карту, на ней лежит криптоконтейнер, включающий в том числе и ЭЦП. Все финансирует ДИТ.

Каковы приоритеты ДИТ на ближайшую перспективу?

Здравоохранение — болевая точка, поэтому ЕМИАС остается одним из приоритетов для ДИТ, но не единственным. Есть еще обеспечение выборов, много проектов в образовании, на транспорте, а также социальная карта москвича — инфраструктурный проект, на который потом можно накладывать разный функционал. Каждая задача — это вызов, в городе создается много больших систем, и нам надо научиться делать их в кратчайшие сроки.

С 2011 года помогаем улучшать здравоохранение в Москве

Более 9 млн.

москвичей воспользовались системой.

200 тыс. в день

записей к врачу.

50 тыс. в день

электронных рецептов.

1 млн. в неделю

электронных документов.

Более 3 млн

скачиваний мобильных приложений.

1 место в мире

по проникновению государственных медицинских мобильных и веб сервисов.

Подробнее о проекте

Оставьте комментарий