На информатизацию здравоохранения Москвы в 2012 году выделено 8 млрд руб.
### Управление проектом
Управление масштабным проектом с помощью привлеченной компании Проектная практика только на этапе внедрения первой очереди компонентов ЕМИАС в 2012 году обошлось бюджету города более чем в 60 млн руб.
На октябрь 2012 года в общей сложности в составе ЕМИАС управляющая компания Проектная практика сопровождает 35 текущих проектов.
### Электронная Москва
Создание общегородских информационных сервисов в сфере здравоохранения столицы началось с системы управления потоками пациентов. Программное обеспечение для нее разработала компания Ланит, а услуги по внедрению предоставила Крок. Как сообщают в ДИТ, к сентябрю 2012 года к системе подключена 351 поликлиника Москвы, регистратуры технически оборудованы, установка инфоматов завершена и началось оснащение компьютерами кабинетов врачей.
На октябрь 2012 года сообщалось, что ЛАНИТ разрабатывает функционал СУПП.
Систему интегрированной медицинской информации (СИМИ) разрабатывает компания IBS, выигравшая контракт на сумму 205 млн руб. Свою версию ИЭМК компания обязана представить столичному департаменту информационных технологий через два месяца после подписания контракта (осень 2012 г).
Помимо IBS в тендере участвовали также Медлайнсофт и АйТи. Ростелеком, выигравший конкурс Минздравсоцразвития на создание федеральной ИЭМК за символический рубль, к участию в московском конкурсе не допустили: предложение, предполагающее хранение персональных данных пациента в СИМИ, было признано противоречащим техническому заданию. Кроме того, по мнению заказчика Ростелеком оставил без внимания вопросы интеграции СИМИ и внешних систем в составе ЕМИАС.
Ростелеком участвует в проекте ЕМИАС, предоставляя услуги контакт-центра (2012 г).
### Система безопасности
В ближайшее время (сентябрь 2012 г) определится победитель еще в одном крупном тендере ДИТ — на создание системы персонифицированного учета медицинской помощи. Стартовая цена этого госконтракта составляет 230 млн руб. Заявки на участие в конкурсе подали Армада Софт, Медлайнсофт и АйТи.
### Система управления скорой
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЕДИНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Единая медицинская информационно-аналитическая система Самарской области (ЕМИАС) является компонентом регионального фрагмента единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, созданного в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 27.09.2012 № 487 для достижения целей реализации национального проекта Здравоохранение и реализации регионального проекта Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ).
ЕМИАС в Самарской области
В рамках реализации Соглашения о реализации регионального проекта Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ) (Самарская область) на территории Самарской области № 056-2019-N70043-1 от 31.01.2019 в рамках исполнения контракта № 62-19/ДБУ от 12.12.2019, Номер реестровой записи контракта на портале ЕИС Закупки (https://zakupki.gov.ru) 12631201962519000032) создана ЕМИАС.
Разработчик Системы – АО Барс-Груп.
Исключительное право на Единую медицинскую информационно-аналитическую систему Самарской области (ЕМИАС) принадлежит Заказчику.
Функциональности ЕМИАС
ЕМИАС по состоянию на 01.01.2023 в соответствии с требованиями, утвержденными Приказом Минздрава России от 24.12.2018 № 911н, обеспечивает:
I. Реализацию полномочий министерства здравоохранения Самарской области
- Поддержку принятия управленческих решений по вопросам развития здравоохранения Самарской области;
- Управление потоками пациентов (электронная регистратура);
- Ведение интегрированной электронной медицинской карты;
- Учет сведений о показателях системы здравоохранения, в том числе медико-демографических показателей здоровья населения;
- Ведение специализированных регистров пациентов по отдельным нозологиям и категориям граждан;
- Сбор, хранение и обработка информации об обеспеченности отдельных категорий граждан;
- Оказание медицинской помощи с применением телемедицинских технологий;
- Организация профилактики заболеваний, включая проведения диспансеризации, профилактических медицинских осмотров;
- Организация иммунопрофилактики инфекционных заболеваний;
- Ведение подсистемы управления лабораторными исследованиями;
- Взаимодействие с централизованной системой хранения и обработки результатов диагностических исследований (медицинских изображений);
- Обеспечение автоматизации процессов оказания медицинской помощи по отдельным нозологиям и категориям граждан;
- Учет обращения медицинской документации, организация электронного документооборота в сфере охраны здоровья;
- Ведение нормативно-справочной информации в сфере здравоохранения в субъекте Российской Федерации;
- Иные функциональные возможности по решению Оператора ЕМИАС.
II. Функции МИС МО
Выполнение функций МИС МО в соответствии с требованиями, утвержденными Приказом Минздрава России от 24.12.2018 N 911н в части:
- Информационной поддержки принятия управленческих решений в медицинской организации;
- Мониторинг и управление потоками пациентов (электронная регистратура);
- Ведение электронной медицинской карты пациента;
- Оказание медицинской помощи с применением телемедицинских технологий.
Организация иммунопрофилактики инфекционных болезней
- В части ведения и учета данных по осуществлению иммунопрофилактики инфекционных болезней, включая данные медицинских осмотров и поствакцинальных осложнений.
- Рамках национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
- Статистическая и аналитическая отчетность для контроля и анализа охвата иммунизацией населения.
Информационное взаимодействие через ЕМИАС
ЕМИАС также поддерживает информационное взаимодействие в электронном виде с различными информационными системами:
- ТФОМС Самарской области
- Социального фонда России
- ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области
- ФБУН Центральный научно-исследовательский институт эпидемиологии Роспотребнадзора
- Федеральная государственная информационная система мониторинга движения лекарственных препаратов от производителя до конечного потребителя с использованием маркировки
Гарантийные обязательства
Срок гарантийных обязательств по контрактам составляет 12 месяцев со дня приемки работ/услуг.
Таблица контрактов по развитию ЕМИАС:
Результат | Договор на передачу исключительных прав | Реестровый номер контракта |
---|---|---|
Акт приема-передачи прав использования программного обеспечения для создания централизованной информационной системы Телемедицинские консультации к государственному контракту | № 39/19-ДБУ от 06.08.2019г. от 20.08.2019г | Лицензионный договор №2018-А -06/07 от 06.07.2018 |
Регистрационная карта (на 102 пользователя) | Лицензионный договор №MЗ-2019/146 от 17.19.2019 | – |
Акт выполненных работ от 19.12.2019 (1 этап) | – | – |
Акт выполненных работ от 23.12.2019 (2 этап) | – | – |
Акт выполненных работ от 23.04.2020 (3 этап) | – | – |
Акт выполненных работ от 23.12.2019 (4 этап) | – | – |
Акт выполненных работ от 02.04.2020 (5 этап) | – | – |
Акт выполненных работ от 25.12.2019 (6 этап) | – | – |
Акт сдачи-приемки выполненных работ от 28.04.2020 (7 этап) | – | Лицензионный договор б/н от 28.04.202026312019625 19 000054 |
Реализация этих возможностей и адаптация функционала, отвечающего требованиям Минздрава России, является результатом мероприятий по развитию ЕМИАС, реализованных в рамках указанных контрактов.
Контракт № 22/20-ДБУ
- Акт выполненных работ от 21.05.2020 (1этап)
- Акт выполненных работ от 07.08.2020 (2этап)
- Акт выполненных работ от 05.08.2020 (3этап)
- Акт выполненных работ от 16.11.2020 (4этап)
- Акт выполненных работ от 08.12.2020 (5этап)
- Акт выполненных работ от 08.12.2020 (6этап)
- Акта сдачи-приемки выполненных работ 11.12.2020 (итоговый по контракту)
- Лицензионный договор №22/20ДБУЛД от 11.12.2020
Контракт № 23/20-ДБУ
- Акт выполненных работ от 05.06.2020 (1этап)
- Акт выполненных работ от 05.08.2020 (2этап)
- Акт выполненных работ от 14.12.2020 (3этап)
- Акт выполненных работ от 11.12.2020 (4этап)
- Акт выполненных работ от 21.12.2020 (5этап)
- Акт выполненных работ от 21.12.2020 (6этап)
- Акта приемки выполненных работ 23.12.2020 (итоговый по контракту)
- Лицензионный договор №23/20ДБУЛД от 23.12.2020
Контракт № 25/20-ДБУ
- Акт выполненных работ от 23.07.2020 (1этап)
- Акт выполненных работ от 18.12.2020 (2этап)
- Акт выполненных работ от 23.12.2020 (3этап)
- Акт выполненных работ от 24.12.2020 (4этап)
- Акт выполненных работ от 22.12.2020 (5этап)
- Акта сдачи-приемки выполненных работ 24.12.2020 (итоговый по контракту)
- Не предусмотрен ТЗ Контракта
Контракт № 27/20-ДБУ
- Акт выполненных работ от 18.05.2020
- Акт выполненных работ от 23.07.2020 (1этап)
- Акт выполненных работ от 23.07.2020 (2этап)
- Акт выполненных работ от 18.12.2020 (3этап)
- Акт выполненных работ от 22.12.2020 (4этап)
- Акт выполненных работ от 23.12.2020 (5этап)
- Акт выполненных работ от 24.12.2020 (6этап)
- Акта приемки выполненных работ 24.12.2020 (итоговый по контракту)
- Лицензионный договор №27/20ДБУЛД от 24.12.2020
Контракт № 49/20-ДБУ
- Акт выполненных работ от 21.12.2020 (1этап)
- Акт выполненных работ от 23.12.2020 (2этап)
- Акта выполненных работ 24.12.2020 (итоговый по контракту)
- Лицензионный договор №49/20ДБУЛД от 24.12.2020
Контракт № 60/20-ДБУ
- Акт выполненных работ от 15.12.2020 (1этап)
- Акт выполненных работ от 21.12.2020 (2этап)
- Акта об исполненных обязательствах 21.12.2020 (итоговый по контракту)
- Сублицензионный договор №60/20ДБУЛД от 21.12.2020
Контракт № 67/20-ДБУ
- Акта приема-передачи неисключительных прав на использование ПО 24.12.2020г
- Сублицензионный договор №315 от 24.12.2020
Контракт № 39/21-ДБУ
- Акт №11 от 20.12.2021 (1этап)
- Акт №12 от 20.12.2021 (2этап)
- Акт №5 от 29.11.2021 (3этап)
- Акт №13 от 20.12.2021 (4этап)
Контракт № 42/21-ДБУ
- Акт №17 от 20.12.2021
- Акт №18 от 20.12.2021
- Акт №16 от 20.12.2021
- Сублицензионный договор №1 от 22.12.2021
Контракт № 44/21-ДБУ
- Акт №21 от 20.12.2021
- Акт №22 от 20.12.2021
- Сублицензионный договор №1 от 22.12.2021
Контракт № 46/21-ДБУ
- Акт №21 от 17.12.2021
- Акта приема-передачи неисключительных прав на использование ПО 17.12.2021г
- Лицензионные сертификаты на основе лицензионного договора
Контракт № 47/21-ДБУ
- Акт №24 от 20.12.2021
- Акт №23 от 20.12.2021
- Сублицензионный договор №1 от 22.12.2021
Контракт № 48/21-ДБУ
- Акт №19 от 20.12.2021
Контракт № 49/21-ДБУ
- Акт №14 от 20.12.2021
- Акт №15 от 20.12.2021
- Сублицензионный договор №49/21-ДБУСЛД от 25.07.2022
Контракт № 51/21-ДБУ от 17.12.2021Акт №10 от 20.12.2021Сублицензионный договор №1 от 20.12.2021
Контракт № 52/21-ДБУ от 17.12.2021Акт №20 от 20.12.2021Сублицензионный договор №52/21-ДБУСЛД от 22.07.2022
Контракт № 63/21-Д от 20.12.2021 Акт №25 от 24.12.2021
Контракт № 31/22-ДБУ от 03.08.2022Акт оказанных услуг от 22.12.2022Сублицензионный договор от 06.12.2022
Контракт № 34/22-ДБУ от 26.08.2022Акт оказанных услуг от 22.12.2022
Контракт № 42/22-ДБУ от 24.10.2022Акт оказанных услуг №281 от 29.12.2022Сублицензионный договор №464 от 28.11.2022
Контракт № 44/22-ДБУ от 31.10.2022Акт оказанных услуг от 22.12.2022
Контракт № 45/22-ДБУ от 31.10.2022Акт оказанных услуг от 26.12.2022
Контракт №46/22-ДБУ от 31.10.2022Акт оказанных услуг от 23.12.2022
Контракт № 57/22-Д от 31.10.2022Акт оказанных услуг №1145 от 14.12.2022Сублицензионный договор от 02.12.2022
Контракт № 75/22-Д от 12.12.2022Акт оказанных услуг от 21.12.2022Сублицензионный договор №75/22-Д-СЛД от 15.12.2022
Контракт № 67/22-Д от 19.12.2022Акт оказанных услуг №1006 от 22.12.2022Акта приема-передачи прав на использование БД 22.12.2022гНе предусмотрен ТЗ Контракта
Показатели использования системы
11 августа 2021 года стало известно о том, что почти все роддомы и перинатальные центры Москвы подключились к единой цифровой платформе ЕМИАС. Благодаря реализации этого проекта, как сообщается на сайте мэра столицы, повышается качество оказания медицинской помощи пациенткам во время беременности, родов и в послеродовый период, а также улучшается взаимодействие с амбулаторно-поликлиническим звеном.
В ближайшее время мы завершим процесс подключения родильных домов и перинатальных центров столицы к единой цифровой платформе, на сегодняшний день подключены уже 95% этих учреждений. Для этого мы обновили сетевую и серверную инфраструктуру и обучили персонал работе в системе, — заявила заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова, чьи слова 11 августа 2021 года.
Практически все роддомы и перинатальные центры Москвы подключились к ЕМИАС
Подключение к ЕМИАС позволяет врачам получить доступ к электронной медкарте пациенток и учитывать данные об их здоровье при оказании необходимой медицинской помощи. Интеграция системы с клинико-диагностическими лабораториями дает возможность врачу иметь доступ к данным лабораторных исследований. Кроме того, врач освобождается от бумажной работы: вся первичная медицинская документация полностью ведется в системе, и сведения о пациентках вносятся в электронную историю родов.
В рамках реализации проекта в электронный вид был переведен ряд важных для акушерского стационара медицинских документов. Среди них — протоколы родов, партограммы, выписные эпикризы родильниц, неонатальные эпикризы новорожденных и другие документы.
Внедрение подсистемы «Дежурный врач» в 368 поликлиниках Москвы
09 октября 2018 года Крок завил, что Подсистема Единой медицинской информационно-аналитической системы Москвы (ЕМИАС) «Дежурный врач» сократит время ожидания приема у дежурного врача. У пациентов, пришедших в поликлинику без электронной предварительной записи и рассчитывающих на прием в день обращения, появилась электронная очередь и комфортные зоны ожидания, а у медиков — возможность контролировать поток пациентов и принимать меры по оптимизации очередей.
Гражданин, нуждающийся в медицинской помощи в день обращения, получает на стойке информации или в инфомате талончик c номером в электронной очереди и направляется в зону ожидания. Ранее пациенты были вынуждены располагаться рядом с кабинетом, чтобы не пропустить прием, и ожидание в «живой очереди» доставляло немало неудобств. Компонент «Дежурный врач» также позволяет главному врачу и заведующим отделений поликлиники отслеживать загрузку врачей и моментально подключать иных специалистов для ускорения приема граждан и сокращения очереди.
Внедрение подсистемы в 368 взрослых и детских городских поликлиниках Москвы реализовано компанией КРОК.
«Дежурным врачом» на 9 октября 2018 года пользуется 376 сотрудников организационно-методических отделов поликлиник, 2306 сотрудников стоек информации, 563 заведующих отделениями. В задачи КРОК вошли методологическая подготовка и внедрение ПО, включающее настройку подсистемы, персональный инструктаж и консультативную поддержку всех участников работы с электронной очередью.
Мы проводили внедрение подсистемы таким образом, чтобы это не сказалось на текущем режиме работы медучреждений и не создало коллапса в приеме граждан дежурным врачом. К задачам привлекли около 50 консультантов, аналитиков и менеджеров КРОК. При внедрении подсистемы мы провели масштабное персональное обучение сотрудников поликлиник. На октябрь 2018 года ЕМИАС в целом и «Дежурный врач» в частности позволяют структурировать работу персонала, контролировать нагрузку, корректно распределять поток пациентов, обращающихся к врачу без предварительной записи, по неотложным обстоятельствам.Сергей Стрелков, директор по разработке ПО КРОК
Москвичам выписали более 45 миллионов электронных рецептов за четыре года
Основная статья: Электронный рецепт
На начало 2018 года столичные врачи выписали пациентам более 45 миллионов электронных рецептов, из них 43 миллиона — льготных, лекарства по ним горожане могут получить бесплатно в аптеках при поликлиниках. Подробнее здесь.
Электронные медкарты — у 6,3 млн москвичей
Как в январе 2018 года сообщил Департамент здравоохранения города Москвы, в Единой медицинской информационно-аналитической системе (ЕМИАС) заведено уже более 6,3 млн электронных медицинских карт москвичей.
Электронная медицинская карта доступна всем врачам, работающим в системе ЕМИАС. В ней содержится информация о заболеваниях пациента, визитах к врачу, назначенных лекарственных препаратах, больничных листах.
Общее количество пациентов, зарегистрированных в ЕМИАС и хотя бы раз записавшихся на прием к врачу, превысило отметку в 9,7 млн человек. У большинства из них уже заведена электронная медицинская карта, — рассказал руководитель Департамента здравоохранения города МосквыАлексей Хрипун. — Необходимость просматривать бумажные медицинские карты уже давно в прошлом, медкарты в электронном виде позволяют врачам найти всю необходимую информацию о пациенте, где бы он ни находился, экономя время и пациента, и врача. В режиме реального времени врач видит информацию, нужную для постановки диагноза и назначения лечения, как в поликлинике, так и во время вызова скорой помощи, что крайне важно, когда пациенту требуется, например, экстренная госпитализация. Более того, такие карты доступны всегда, их нельзя потерять, а для сохранения данных предусмотрены несколько систем защиты.
Москва – умный город
Основная статья: Москва Умный город (Smart city)
Не навреди. Петербургским больницам прописали цифровую неизвестность за миллиарды рублей
Цифровую инфраструктуру медицины Петербурга ждет кардинальная перестройка: всем больницам и поликлиникам до конца 2024 года предстоит перейти на новую информационную систему. Внедрение московской ЕМИАС может обойтись бюджету в миллиарды рублей, а форсированный переход, возможно, парализует работу клиник и приведет к банкротству местных разработчиков, опасаются участники рынка.
О том, что петербургским больницам до конца 2024 года предстоит переход на единую медицинскую информационную систему (ЕМИС), «Фонтанке» сообщили в комитете по информатизации и связи (КИС). «На данный момент комитетом по здравоохранению совместно с комитетом по информатизации и связи ведутся работы по обследованию и подготовке инфраструктуры города к переходу», — отметили в ведомстве.
Точные сроки и затраты в КИС назвать затруднились. Данные появятся после завершения обследования и урегулирования организационных и нормативно-правовых вопросов, добавили в пресс-службе. Но уже сформирован план перехода медицинских организаций на ЕМИС до конца 2024 года.
Окончательного решения о том, на какую именно систему будут переходить больницы и поликлиники города, пока нет, заявили «Фонтанке» в комитете по здравоохранению. «В настоящее время идут рабочие консультации», — сказали там. Но в цифровом блоке уверенно назвали разработку департамента информационных технологий Москвы ЕМИАС (Единая медицинская информационно-аналитическая система). То же подтвердили в нескольких медицинских организациях, участвовавших в совещании с вице-губернатором Олегом Эргашевым в августе 2023 года. В пилотном проекте по внедрению, по данным «Фонтанки», будут участвовать крупнейшие стационары города: Мариинская больница, больница № 26 на Костюшко, Александровская больница, детская больница № 5, НИИ Скорой помощи им. Джанелидзе, Госпиталь ветеранов войн и другие.
Тревогу по поводу предстоящего перехода забили разработчики медицинских систем. По информации «Фонтанки», ассоциация «Руссофт», объединяющая крупнейшие ИТ-компании, недавно провела совещание, посвященное проблеме перехода на единую МИС. Как следует из итоговых материалов (есть в распоряжении редакции), участники пришли к выводу, что навязывание сверху единой системы существующих проблем не решит, а только создаст новые.
Так, единая МИС не учитывает все особенности специализированных медицинских учреждений и не станет панацеей. А врачам, вместо того, чтобы лечить людей, придется тратить время на переучивание, неизбежно возникнут технические трудности и задержки в процессе работы. Такая ситуация чревата социальными рисками — как со стороны самих медиков, так и со стороны пациентов.
Кроме того, регионы буквально недавно закончили приведение своих медицинских организаций к единому цифровому контуру, который по сути уже решает проблему интеграции. Таким образом, переход на единую МИС приведет «к далеко не всегда обоснованной повторной трате денежных средств».
Идея опасна и для бизнеса. Решение о закупке какой-либо одной МИС «автоматически приведет к почти полному прекращению деятельности разработчиков любых других информационных систем в этих регионах и, следовательно, к монополии соответствующего разработчика МИС в этом регионе».
Как рассказал «Фонтанке» глава «Руссофта» Валентин Макаров, по итогам совещания было решено инициировать диалог с Минздравом, чтобы донести опасения отраслевого сообщества и помочь разобраться, какова ситуация в регионах. Встреча с представителями ведомства состоится «в ближайшее время», — отметил он.
Внедрение единой медицинской информационной системы — не прихоть властей Петербурга, решение спущено с федерального уровня. Как пояснили в КИС, переход осуществляется в рамках указа президента от 01.06.2023 № Пр-1095. Однако на сайте kremlin.ru нет такого документа с такой датой, нет ничего похожего и в разделе поручений.
Вероятно, основанием для нововведения стало письмо министра здравоохранения Михаила Мурашко № Пр-1095 от 31 мая 2023 года. В нем говорится, что к концу 2024 года российские регионы завершат перевод своих медицинских систем к единому цифровому контуру, однако в 30 из них (включая Петербург) по-прежнему используют по несколько решений, что затрудняет обмен данными друг с другом. Поэтому Минздрав рекомендовал регионам перейти на единую МИС и просит президента дать поручение главам субъектов утвердить план перехода. На документе стоит пометка «согласен» с подписью Владимира Путина и датой 1 июня.
Некоторые регионы, например Алтайский край, отчитываясь об утверждении плана перехода на ЕМИС, ссылаются на «указания президента».
Исторически больницы Петербурга сами выбирали, на каких ИТ-решениях работать. В результате 250 медицинских учреждений используют два десятка медицинских систем. Однако, по оценкам экспертов, 85% рынка занимает пятерка лидеров: «Ариадна», «Авиценна», «Самсон», qMS, «Виста.Мед».
Но проблема «лоскутного одеяла» уже решена: в рамках программы по созданию единого цифрового контура все больницы и поликлиники направляют данные в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) через так называемый региональный фрагмент (РЕГИЗ). Благодаря этому, в частности, можно увидеть данные об анализах и посещении врачей через «Госуслуги». К слову, на создание единого цифрового контура с 2019 по 2023 год из бюджета Петербурга было выделено 1,5 млрд рублей. Еще 232,6 млн заложено в проекте бюджета на 2024 год.
Собеседники «Фонтанки» из числа врачей не видят глобальных проблем в существующей конструкции. Елизаветинская больница работает в медицинской информационной системе (МИС) qMS, у которой имеется богатый функционал.
«Благодаря ИТ-специалистам, работающим в больнице, есть возможности настраивать и внедрять все новое без привлечения разработчика. При работе с МИС у врача имеется возможность применять: клинические рекомендации по конкретным нозологиям, планы лечения, планы обследования с выявлением обязательных и рекомендуемых услуг по конкретным нозологиям, применять проверку ведения качества истории болезни», — говорит Ирина Некрасова, заместитель главного врача по информатизации.
По ее словам, возможности новой Единой медицинской информационной системы на данный момент неизвестны. «Оценить функционал мы не можем, так же как и оценить трудозатраты», — отмечает Ирина Некрасова. «Трудностей по переходу мы не боимся». — отмечает специалист.
Однако единая МИС должна полноценно заменить систему любого медучреждения. Но даже наличие единой МИС для государственных медицинских учреждений потребует определение единых правил и стандартов для возможности интеграции с коммерческими медорганизациями, которые работают в своих МИС и сотрудничают с бюджетными медучреждениями в регионе, подчеркивает она.
НИИ Скорой помощи имени И. И. Джанелидзе использует медицинскую систему «Ариадна» и претензий к ней нет, рассказал Алексей Брожко, начальник ИТ-отдела медучреждения. По его словам, переход на единое решение будет более удобным для медицинских учреждений, в которых цифровизация пока не слишком развита. У тех, кто давно этим занимается, системы «обросли» большим количеством сервисов, которые невозможно учесть в единой системе. Однако «есть процессы, которые глобально протекают», и не исключено, что единая система облегчит властям Петербурга агрегацию данных и отчеты перед Минздравом.
Главный врач одной из городских поликлиник считает переход на ЕМИАС скорее благом. «Управление, настройка, корректировка и поддержка будут в одних руках, и если мы будем сталкиваться с какими-то проблемами, например в передаче информации на «Госуслугах» и передаче информации в региональные системы, это будет проблема единая у всего города, которую будет достаточно в одном месте исправить», — отмечает он. По его словам, поликлиника использует функционал своей информационной системы лишь на 20%. А вот существующая интеграция через РЕГИЗ не решает всех задач. «Кто-то предоставляет возможность прикреплять файлы, кто-то не предоставляет. Приходит пациент, к примеру, из Александровской больницы, приносит выписку, я эту выписку в цифровом виде прикрепить не могу и вынужден ее сканировать», — отметил он.
Оценить затраты на переход на ЕМИАС собеседники «Фонтанки» в городских клиниках затруднились: потребности разные у всех, и в зависимости от существующих ИТ-инфраструктуры и ПО может быть разный объем работ.
Лицензию на использование решения московский департамент информационных технологий готов дать бесплатно. Но потребуются еще услуги по настройке, интеграции, обучению персонала. «Закупку, внедрение программного обеспечения и, в случае необходимости, модернизацию сетевой инфраструктуры планируется производить за счет бюджета города», — сообщили «Фонтанке» в комитете по информатизации. Но на совещаниях представители клиник выражали опасения, что им тоже придется тратить свои бюджеты на адаптацию к новой системе.
По словам одного из собеседников, переход на новую систему может потребовать покупки новых серверов, компьютеров и сетей на сумму 14 млрд рублей, поскольку те, что сейчас используют больницы и поликлиники Петербурга, под столичное решение не подходят.
Самарская область, которая приняла решение о переходе на московскую ЕМИАС в конце 2022 года, в 2023 году объявила конкурсы на внедрение системы в своих медицинских организациях на 218 млн рублей. Впрочем, не факт, что это финальная смета.
Мария Абрамова, генеральный директор ООО «Коста» (разработчик системы «Авиценна»), оценивает затраты на автоматизацию одного стационара в 10-15 млн рублей, а сроки год-полтора, автоматизация поликлиник обойдется чуть дешевле. С учетом того, что в Петербурге работает 250 медицинских организаций, вероятно, итоговая смета будет порядка миллиарда. Не исключено, что расходы на интеграцию с РЕГИЗ, на которые уже потрачены бюджетные деньги, тоже придется нести заново, отмечает она.
«По деньгам для города — это в любом случае миллиарды и десятки миллиардов. Поменять информационную систему в стационаре меньше чем за 20 миллионов будет демпингом», — говорит Ирина Хусаинова, директор компании «Решение» (разработчики МИС «Ариадна»).
«Замена информационной системы — это стресс для клиники. Как это возможно в масштабах города, я не представляю», — говорит Ирина Хусаинова. Всё это отразится и на пациентах: в больницы не будут вовремя приходить результаты от лабораторий, а люди не смогут вовремя записаться к врачу, будут очереди, считает она.
При форсированном переходе перед городом встанет и кадровая проблема. «Найти специалистов на другую систему (они не выращиваются мгновенно) — это большие риски при таких заменах», — пояснила специалист. Впрочем, по словам Ирины Хусаиновой, в одном из регионов, где уже начали переходить на единую МИС, в итоге остановились на параллельном существовании старых и новой систем.
Существует и чисто техническая проблема: московская ЕМИАС создана под операционную систему Windows, тогда как петербургские больницы и поликлиники работают преимущественно на Linux. В КИС отмечают, что по указу президента все объекты критической информационной инфраструктуры должны перейти на отечественное ПО к 2025 году. «Выбранная городом единая медицинская информационная система должна будет соответствовать указанным выше требованиям», — сообщили там. На совещаниях по переходу на ЕМИАС этот вопрос поднимался, но москвичи обещали, что она будет работать на Linux, рассказал один из участников. «Фонтанка» также направила запрос о готовности работать с Linux департаменту информационных технологий Москвы.
Однако даже если переход на ЕМИАС удастся осуществить безболезненно, пострадают ИТ-разработчики существующих медицинских систем. «Мы теряем полностью бизнес. По сути, у нас один вариант: закрываем фирмы, увольняем сотрудников», — комментирует Мария Абрамова. По ее словам, без работы могут остаться до 1000 человек. Петербургские компании навряд ли смогут быстро научиться работе с ЕМИАС, так что миллиардный рынок, вероятно, займут московские интеграторы.
Единая медицинская информационно-аналитическая система
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 декабря 2023 года; проверки требуют 2 правки.
Единая медицинская информационно-аналитическая система (ЕМИАС)
Создатель Департамент информационных технологий Москвы Департамент здравоохранения Москвы
Начало работы 21 мая 2013 г.
Медиафайлы на Викискладе
При этом система содержит интегрированную амбулаторную медицинскую карту.
Помимо этого, система содержит информацию о загруженности медицинских учреждений и востребованности врачей и позволяет управлять медицинскими регистрами, решая медико-организационные задачи применительно к различным категориям граждан, имеющих определённые заболевания.
Схема ЕМИАС в инфографике
Основые сервисы ЕМИАС
Единый радиологический информационный сервис (ЕРИС)
Основная статья: Единый радиологический информационный сервис (ЕРИС)
Единый радиологический информационный сервис (ЕРИС) создан в рамках проекта информатизации здравоохранения Москвы. ЕРИС представляет собой информационную систему, которая объединяет в себе высокотехнологичную медицинскую технику, рабочие места рентгенологов и единый архив диагностических изображений. В числе данного ИТ-решения магнитно-резонансные, цифровые аппараты классического рентгена, аппараты для проведения флюорографии и компьютерные томографы. Создание ЕРИС решило проблему хранения и доступности получаемых в результате исследований изображений, описаний и заключений. Благодаря запуску ЕРИС пациентам Москвы стали доступнее высокотехнологичные диагностические исследования и сократилось время их ожидания.
Зачем нужна ЕМИАС
ЕМИАС, Единая медицинская информационно-аналитическая система – это государственная единая медицинская информационно-аналитическая система города Москвы, которая создается с целью повышения качества и доступности медицинских услуг государственных учреждений здравоохранения.
Что такое ЕМИАС – Презентация, март 2013
Проект разработан и реализуется Департаментом информационных технологий города Москвы в рамках программы «Информационный город», на основании постановления Правительства Москвы от 7 апреля 2011 г. № 114-ПП «О Программе модернизации здравоохранения города Москвы на 2011-2012 годы» (в редакции постановления Правительства Москвы от 27.10.2011 № 513-ПП)
Функционал системы должен включать в себя:
Помимо интеграции сервисов между собой, а также с медицинскими информационными системами лечебных учреждений, ЕМИАС предстоит интегрировать с программным обеспечением федерального фрагмента «ЕГИС-Здрав» и системами электронного правительства, включая порталы госуслуг.
На октябрь 2012 года ЕМИАС состоит из набора сервисов с веб-доступом, подсистемы формирования пользовательских интерфейсов и интеграционной шины, которая должна моделировать бизнес-процессы при оказании медпомощи, увязывая сервисы между собой.